Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Государство и НПО – стратегические партнеры

В сентябре прошлого года Правительство Казахстана поручило Министерству торговли и интеграции создать Национальную ассоциацию потребителей.

Важно отметить, что предложенные инициативы неоднократно обсуждались МТИ с представителями 55-ти общественных объединений на рабочих группах, онлайн-конференции, IX Гражданском форуме. В результате обсуждений и консультаций предложенные идеи были поддержаны большей частью объединений.

Однако среди неправительственных организаций есть те, которые не согласны с идеей создания Национальной Ассоциации. В частности некоторые представители общественности заявляют, что государство не имеет права навязывать объединениям по защите прав потребителей идею создания новой ассоциации, в которой они не нуждаются. Было отмечено, что госорганы не должны вмешиваться в политику деятельности общественных объединений.

В данном контексте Министерство торговли и интеграции полностью придерживается политики невмешательства в деятельность общественных объединений. При этом полномочия и компетенция Правительства и уполномоченного органа в сфере защиты потребительских прав определена статьями 4 и 5-й Закона РК «О защите прав потребителей», направленными на реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Ведомство предлагает идею для повышения эффективности сферы защиты прав потребителей. Объединения сами решают – включаться в единую ассоциацию или нет на добровольной основе. В свою очередь, уполномоченный орган, хотел бы видеть в лице Национальной ассоциации сильного стратегического партнера, действенного и результативного, который будет иметь представительства во всех регионах страны.

Внедрение стратегического партнерства рассматривается как новый механизм взаимодействия госорганов и НПО.

Ключевой миссией такого партнерства будет поддержка госорганов в выстраивании цивилизованной работы с общественностью,
а результатом – выработка НПО рекомендаций по решению отраслевых проблем и формирование лояльной к госорганам общественной
и экспертной среды.

При этом необходимые средства на деятельность стратегического партнера будут перераспределены из бюджетных средств, выделяемых на финансирование НПО в рамках государственного социального заказа.

В настоящее время механизм определения стратегического партнера уже заложен в проекте Концепции к проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа и грантов для неправительственных организаций», который 9 апреля т.г. вынесен на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

В целом, предложение МТИ о целесообразности создания единой Национальной ассоциации потребителей Казахстана основано на международном опыте зарубежных стран.

К примеру, в Германии более 30 общественных организаций объединены в единый Союз потребителей, где работают квалифицированные эксперты по различным отраслям (торговля, финансы, страхование и т.д.), и это позволяет разрешать споры без участия государственных структур.

Аналогичные институты эффективно работают в Сингапуре, Японии и Австрии. Их основная задача — лоббирование интересов потребителей при формировании и реализации законодательства.

В нашей стране сейчас зарегистрированы 112 общественных объединений потребителей, из них 47 осуществляют одновременно защиту, как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых около 40 наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом. Вместе с тем, в общественных объединениях не выстроен отраслевой признак, не имеется узкой специализации и единого подхода в решении вопросов. Большинство из них работают разрозненно, зачастую препятствуя идеологии друг друга, что приводит к неэффективности взаимоотношений между государственным органом и НПО.

Поэтому объединение общественных организаций в одну ассоциацию, позволит:

— переформатировать институт объединений по принципу «от количества – к качеству», так как потребители хотят знать о степени надежности НПО. При общем росте численности регистрируемых в стране обществ по защите прав потребителей значительное количество организаций существует номинально, то есть на бумаге;

— обеспечить для всех НПО равные возможности, в том числе расположенных в сельских местностях, формируя справедливое гражданское общество;

— развить узкопрофильные направления деятельности НПО по таким отраслям, как торговля, финансы, медицина, туризм и т.д.;

— минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.

В свою очередь, институт омбудсмена по защите прав потребителей был предложен для того, чтобы отслеживать деятельность государственных органов по обеспечению должной защиты прав и законных интересов потребителей. Также он возьмет на себя роль спикера гражданского общества и представительские функции Единой Национальной ассоциации. Его избрание будет осуществляться самим гражданским обществом.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что создание Национальной ассоциации – это не принуждение, а конструктивное обсуждение, поиск оптимальных решений и благоприятных путей для развития сферы защиты потребительских прав. Именно сейчас общественные объединения потребителей решают важный для казахстанцев вопрос: быть национальному обществу или не быть.

Обсуждение закрыто.