В настоящее время сфера электронной торговли развивается динамично.
Повсеместно каждый из нас сталкивался и совершал покупки в онлайн режиме, в том числе в знакомых нам Wildberries, Kaspi-магазине и других электронных платформах.
Наряду с увеличением совершения покупок через электронную площадку, отмечается рост обращений потребителей на электронные платформы.
Если за 2022 года в Комитет по защите прав потребителей и территориальные департаменты поступило 2663 обращений, то за аналогичный период 2023 года поступило 7732 на сферу электронной торговли.
Из всех сфер, по которым больше всего обращаются потребители наибольший темп роста обращений произошел именно в сфере электронной торговли.
«Основные обращения поступают в адрес маркетплейса Wildberries касательно отсутствия информации о товаре и продавце, несоответствия предлагаемого товара описанию, отказе сайтов в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб касательно участившихся фактов мошенничества на электронных торговых площадках», – сообщает главный эксперт управления контроля и координации КЗПП Жансая Дадын.
Текущая деятельность маркетплейсов в Казахстане на сегодняшний день
«Зачастую мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда маркетплейс отстраняется от проблем потребителя, объясняя тем, что он не продает товар, а только лишь дает потребителю информацию о товаре, который продается другим продавцом на этой площадке. Такого быть не должно. Маркетплейс должен нести ответственность перед потребителем и принимать максимально возможные меры, чтобы на его площадке потребитель не был обманут недобросовестным продавцом. Недобросовестные предприниматели не должны допускаться к работе на торговой площадке», – уверен исполняющий обязанности руководителя Управления контроля и координации КЗПП Бакдаулет Ибраимов.
На сегодняшний день у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных платформах.
Маркетплейсы в рамках гражданского законодательства в частном порядке могут заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями.
Однако стоит отметить, что наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано.
Рекомендация ЕЭК
Об общих подходах к защите прав потребителей в электронной торговле
В июне вступила в силу рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии, определяющая общие подходы к защите прав потребителей в электронной торговле.
Рекомендация разрабатывалась всеми странами Союза.
Положения рекомендации основаны на результатах масштабного опроса потребителей государств-членов ЕАЭС, и сфокусированы на самых основных вопросах, с которыми сталкиваются покупатели при покупке товаров (работ, услуг) на интернет-площадках.
Основная идея и цель документа заключается в том, что субъекты электронной торговли должны нести ответственность перед потребителями.
Одно из главных рекомендаций ЕЭК касается маркетплейсов.
«7. Оператор электронной торговой площадки оказывает содействие продавцам и потребителям в коммуникации и разрешении споров между ними, а также принимает меры по соблюдению продавцами требований законодательства о защите прав потребителей».
Следует понимать, что документ, принятый Комиссией, носит рекомендательный характер для стран Союза.
Объем и полноту предлагаемых в рекомендации Комиссии механизмов защиты прав потребителей будут определять сами страны Союза.
«Вместе с тем уже сейчас, при реализации бизнесом положений рекомендации на практике, мы можем отработать и оценить предложенную схему торговлиэлектронными площадками» — подытожил исполняющий обязанности руководителя Управления контроля и координации КЗПП Бакдаулет Ибраимов.
Следует отметить, что большая часть рекомендаций уже включена в новый проект Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», который был внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 29 июня 2023 года.
Ожидаемые изменения в сфере электронной торговли
Законопроектом предлагается дополнить основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях, также недопущения бизнесменами в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих права и законные интересы потребителей.
Законопроектом предлагается закрепить норму для владельцев электронных торговых площадок, по обязательному включению положении о соблюдении требований Закона РК «О защите прав потребителей» при заключении с предпринимателями договора.
В случае поступления от потребителя жалобы вместе с подтверждающими материалами или уведомления уполномоченного органа о несоблюдении требований закона электронная торговая площадка должна будет принять меры, которые владелец ЭТП предусмотрел в договоре с бизнесменом.
Обсуждение закрыто.