21 декабря Комитет по защите прав потребителей организовал в онлайн-формате конференцию с участием представителей МТИ, МВД, общественных объединений. Темой обсуждения стали мошеннические действия в отношении потребителей.
Общественность бьёт тревогу – потребителей обманывают недобросовестные продавцы, поставщики, предприниматели и аферисты.
Председатель ОЮЛ «Республиканская Ассоциация потребителей Казахстана» Жаслан Айтмаганбетов утверждает, что в Казахстане бурными темпами развивается мошенничество. Покупателей вводят в заблуждение недостоверными ценниками, несбыточными обещаниями сервисных выгод и иллюзорных товаров. Он привел пример, как один из карагандинских мебельных салонов обманул порядка 22 клиентов, из них 4 предприятия. Изготовитель взял заказы, а вместе с ними денежные средства и скрылся. По данному факту ведётся расследование.
Было озвучено, что подобные дела находятся в компетенции органов внутренних дел, но обманутые граждане обращаются в Комитет по защите прав потребителей.
«Почему у нас развивается мошенничество? Ответственность за обман потребителя предусмотрена в статье 190 Кодекса об административных правонарушениях. Но в сфере защиты потребительских прав редко применяется эта статья. Поэтому преступники не дремлют. Они зашли в социальные сети, ОLХ, Instagram, и там расставляют свои ловушки. Парадокс в том, что чем больше их появляется, тем меньше их привлекают к ответственности», — заявляют общественники.
С ними согласился представитель министерства внутренних дел Рустембек Тасубулатов. Он сказал, что с начала года наблюдается рост случаев мошенничества на 5,2%. При этом раскрываемость тяжких мошенничеств составляет около 66%, небольшой и средней тяжести – 20%. Преступники применяют различные способы и уловки, в том числе с использованием таких площадок, как ОLХ, Крыша, Колёса. Основным оружием в борьбе против злоумышленников является повышение грамотности граждан, что проводится с вкупе другими госорганами.
«Используется установка билбордов, рассылка смс-оповещений, информаций в мессенджерах предупредительного характера. Специальные подразделения МВД работают в рамках противодействия интернет-мошенничеству, в том числе финансовым пирамидам. По инициативе ведомства ужесточены процедуры оформления онлайн-кредитов, денежных переводов. Мы всячески стараемся противостоять таким преступлениям. В информационном пространстве с начала года опубликовано около 11,5 тысяч материалов по этой тематике, в том числе в СМИ – 6,5 тысяч, в соцсетях – 4,9 тысяч», — констатировал данные Рустембек Сарыбаевич.
Общественные защитники предлагают усилить профилактическую работу путем повсеместной демонстрации видеороликов о задержании преступников. Последние увидят, что им грозит не только административная, но и уголовная ответственность за свою противозаконную деятельность.
О правоприменительной практике в части ст.190 КоАП РК рассказал руководитель управления контроля и обеспечения реализации защиты прав потребителей КЗПП Айдос Дауешев. Он отметил, что уполномоченный орган в сфере защиты потребительских прав постоянно ведёт мониторинг социальных сетей. На днях на одной из таких платформ появился видеоролик, на котором заснят момент обвешивания и обсчета покупателей в супермаркете. Выступающий предложил общими усилиями проводить работу по искоренению подобных противоправных действий.
Его инициативу поддержал директор юридической службы МТИ РК Сергей Ли. Он сказал, что назрела необходимость создать рабочую группу. Ее задачами будет выявление концептуальных недостатков и пробелов в законе, которые позволяют недобросовестным продавцам оказывать услуги обманным способом.
«Здесь необходимы системные меры, и в этом плане закон должен быть защищен, так же как и потребители. Нужно создать в каждом регионе подобные группы с участием департамента полиции, органов прокуратуры, НПО. Эту проблему надо решать сообща», — высказался Сергей Михайлович.
Участники конференции также рассмотрели вопросы взаимодействия стран СНГ в рамках международных соглашений по борьбе с данного рода преступлениями, обсудили коллизии юридической базы в сфере защиты потребителей.
В завершении встречи присутствующие выразили уверенность в дальнейшем сотрудничестве с целью предупреждения фактов обмана потребителей.
Обсуждение закрыто.