Согласно «Гражданского Кодекса» Республики Казахстан подарочный сертификат будет выступать в качестве договора в соответствии, с которым потребитель вправе потребовать услугу от исполнителя, в рамках указанной в сертификате суммы и срока, а исполнитель обязан в рамках данной суммы и срока выполнить услугу.
Деньги, полученные по подарочному сертификату нельзя считать безвозмездно полученными, так как у услугодателя возникает обязательство перед держателем подарочных сертификатов принять данный сертификат в качестве средства платежа за услугу. Невыполнение данной обязанности в установленный сертификатом срок, в том числе и по причинам не зависящим от исполнителя, не может являться основанием для изменения квалификации правоотношений сторон, как безвозмездных.
В соответствии со ст.953 Гражданского Кодекса Республики Казахстан лицо (приобретатель), которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (неосновательно обогатилось) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Тем самым плата за подарочный сертификат — это не плата за услугу, а аванс (предоплата) за услугу. Если услуга не оказана потребителю по его желанию, у услугодателя нет права удерживать уплаченные за сертификат деньги – они являются его неосновательным обогащением.
Какие есть права потребителей при отказе денежных средств за не оказанные услуги?
На основании статьи 42-2 Закона РК «О защите прав потребителей» (далее-Закон) потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к исполнителю, в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора, а также в суд для защиты его нарушенных прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Законом.
Требованиями статьи 42-4 Закона установлено, что потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к исполнителю с претензией об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков услуги в добровольном порядке.
Претензия потребителя к исполнителю вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо по адресу электронной почты исполнителя, если такой адрес ранее был указан исполнителем услуг.
Исполнитель обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Копии этих документов должны прилагаться к ответу исполнителя потребителю.
Если в течение десяти календарных дней исполнитель письменно не ответит на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред) вследствие недостатков услуг, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области с письменным заявлением и подтверждающими документами.
Обсуждение закрыто.