Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Отказав в возврате товара ИП нарушил 4 нормы Закона

Законом РК «О защите прав потребителей» установлено право потребителей на обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Однако на практике продавцы не всегда соблюдают нормы действующего законодательства о защите прав потребителей.   

В Департамент торговли и защиты прав потребителей МТИ РК по Северо-Казахстанской области поступило обращение от гр. К., касательно отказа в возврате товара.

В своем обращении гр. К. указывала, что во время покупки товара поставила в известность продавца-консультанта о цели покупки смарт-часов и какие приложения он должен поддерживать. Покупка была осуществлена после получения подтверждающей устной информации о свойствах товара и его технических характеристик.  Однако, в начале использования товара гр. К. обнаружила, что смарт-часы не поддерживают тех приложений, которые ей были необходимы. В связи с тем, что к товару не была приложена инструкция по эксплуатации потребитель не смогла разобраться в настройках приложений. После того, как продавец отказал в удовлетворении устной просьбы о возврате товара, гр. К. обратилась к собственнику объекта торговли  ИП А. с письменной претензией с требованием возврата товара, предоставления информации о товаре (в т.ч. инструкции по эксплуатации товара), а также деклараций о соответствии.    

В ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что продавцом было совершено не одно, а несколько нарушений законодательства о защите прав потребителей.

Согласно Закона потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре.

Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло:

— приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

— невозможность использования приобретенного товара по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления в течение трех календарных дней со дня приобретения товара надлежащей информации. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

Законодательством о защите прав потребителей установлена обязанность продавца  по предоставлению информации о товаре на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона РК «О языках в Республике Казахстан». Также продавец обязан предоставить потребителю сертификаты соответствия или декларация о соответствии, в том числе импортного товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия.

Также при получении письменной претензии от потребителя продавец обязан её рассмотреть и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. При этом копии этих документов должны прилагаться к ответу продавца потребителю.

По результатам внеплановой проверки ИП А. был привлечен к административной ответственности  за неисполнение продавцом обязанностей по:

— обеспечению обмена или возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества в срок, установленный законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей  (подпункт 2) части 5 статьи 190 КРКоАП);

— представлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок, установленный законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей (подпункт 3) части 5 статьи 190 КРКоАП).

Также ИП А. был привлечен к административной ответственности по части 1  статьи 193 КРКоАП за непредоставление по просьбе покупателя необходимой информации о товаре, его месте происхождения, изготовителях, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий.

Предписание об устранении выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений было исполнено ИП А. в установленные сроки. Договор купли-продажи был расторгнут и гр. К.  была возвращена уплаченная за товар денежная сумма в размере 25000 тенге.

Вместе с тем, на основании обращения гр. К. Департаментом Комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК по Северо-Казахстанской области была также назначена внеплановая проверка. По результатам данной проверки  ИП А. был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 415 КРКоАП за нарушение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, совершенное в виде выпуска в обращение продукции без документов подтверждения и (или) оценки соответствия согласно требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными правовыми актами. В порядке сокращенного производства административный штраф в размере 359970 тенге был оплачен ИП А. в бюджет государства. 

В данном случае на основании части 1 статьи 58 КРКоАП административное взыскание налагалось за каждое правонарушение в отдельности, т.к. ИП А. было совершено четыре административных правонарушений.

Обсуждение закрыто.