Можно с уверенностью сказать, что практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда товар в магазине (супермаркете) был случайно поврежден. Если покупатель был не сам вовлечен в конфликт, то, по крайней мере, был свидетелем такого распространенного казуса.
Нет договора – нет оплаты!
Именно по такому принципу должен действовать каждый покупатель в Казахстане, если администрация торговой точки настойчиво требует с вас деньги за поврежденный товар. К сожалению, многие из нас стремятся избежать конфликтной ситуации и расплатиться тут же. Поступают опрометчиво. Ведь риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце.
Пунктом 1 статьи 446 Гражданского Кодекса РК установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара,
Какие действия может предпринять администрация магазина?
Если вы сами, добровольно, не согласны оплатить ущерб на месте, администрация, конечно же, примет свои меры воздействия. Например, вызовет охрану, которая морально и физически будет пытаться на вас давить. Однако, нужно помнить, что задержать человека или провести его досмотр могут только сотрудники правоохранительных органов. У любого частного охранника полномочий не больше, чем у обычного человека. Охранник может лишь вежливо попросить посетителя не покидать помещение магазина и вызвать полицию. Поэтому если вас пытаются насильно удержать в магазине – смело вызывайте полицию.
Если же сотрудники охраны, при этом «распускали руки», то надо сразу провести экспертизу и зафиксировать следы побоев или других травм, вплоть до ссадин на руках. Сделать это просто необходимо, если хотите отстоять свои права и привлечь нерадивого секьюрити к ответственности. Впрочем, в случае с полномочиями охраны есть свои нюансы предусмотренные действующим законодательством. Их мы рассмотрим в отдельной статье на нашем ресурсе zppinfo.kz в дальнейшем. Если угроза охраной не подействовала, у администрации магазина остается возможность взыскать ущерб в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 917 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) имущественный вред, причиненный неправомерными действиями имущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.
Следовательно, собственник магазина имеет право потребовать от посетителя магазина возмещения причиненного ущерба, а в случае отказа посетителя от возмещения причиненного ущерба обратиться с иском в суд.
В свою очередь законодательство предусматривает право посетителя магазина на представление доказательств, указывающих на то, что товар испорчен не по его вине.
В том случае если посетитель супермаркета повредил товар не по своей вине, а в результате ненадлежащего размещения стеллажей в магазине, скользкого пола или иных обстоятельств, указывающих на не обеспечение магазином надлежащих условий для безопасности товара, то он вправе отказаться от возмещения вреда.
Как потребителю доказать свою правоту?
При возникновении любой конфликтной ситуации в магазине (и не только) полезно использовать функцию видеозаписи своего телефона. Зачастую это нехитрое действие отбивает у агрессоров охоту вести себя по-хамски, и заставляет действовать в рамках приличия. Тем более, что в Законе «О защите прав потребителей» имеется статья 18, дающая посетителю право на фото-видеосъемку в магазине, а так же статья 24, запрещающая продавцу препятствовать ее проведению. И никакие возражения владельца магазина, по поводу его частной территории не принимаются.
Никто не имеет права повышать голос на человека или угрожать ему. За это можно подать иск в суд за причиненный моральный вред. Так же видеозапись может показать, почему вы что-то разбили: проход был заставлен коробками или товар расставлен у самого края полок, и вы не могли пройти, не задев его. А ведь предприниматель обязан обеспечить не только безопасность товара, но и посетителей. Если в результате падения товара с полки человек получит какую-то травму, то предприниматель должен нести за это ответственность, как и за все риски связанные с организацией данного бизнеса.
Есть и другая линия защиты. Вы вправе потребовать от сотрудников магазина (супермаркета) составления акта о порче товара, в котором нужно отразить факт случившегося, подробно указав время и обстоятельства инцидента, устанавливающие, вследствие чего произошла порча товара, имена и фамилии основных участниках конфликта. В момент составления указанного акта клиент магазина должен постараться обеспечить присутствие свидетелей, которые в подтверждение причин по которым произошла порча товара, поставят свои подписи.
Обсуждение закрыто.