Департаментом за 2023 год рассмотрено 1310 обращений потребителей. По сравнению с 2022 годом количество увеличилось на 34% .
В соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей», товары, услуги, работы, предоставляемые потребителям, должны быть качественными и безопасными. В рамках закона установлены права потребителя и обязанности продавцов (изготовителей, исполнителей). Потребители имеют право на возмещение ущерба (вреда) и морального вреда, причиненного их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Можно отметить, что увеличение обращений является результатом проведенной работы по правовому просвещению населения, т. е. повысилась активная гражданская позиция потребителей области по защите своих прав.
Также можно отметить, что продавцы, исполнители, изготовители не соблюдают надлежащие законодательные требования.
В результате рассмотрения обращений удовлетворено 739 обращений потребителей, оказана правовая помощь и даны разъяснения 441 потребителям. Согласно закону, каждый государственный орган в пределах своей компетенции рассматривает обращения потребителей. В этой связи, 116 обращений направлены на рассмотрение в соответствующие государственные органы.
Потребителям области возвращены денежные средства на сумму 46,4 млн. тенге, за аналогичный период 2022 года сумма составила 38,3 млн. тенге.
По нарушениям законодательных требований в сфере торговли и прав потребителей 83 субъектам предпринимательства были приняты административные меры, в том числе 59 административных взыскания в виде «предупреждения» и штрафа в размере 676200 тенге.
В 2023 году Департамент в качестве третьего лица принял участие в 17 судебных заседаниях, относительно защиты прав потребителя на основании требований о нарушении прав потребителей при заключении договора. В 13 из них решение суда было вынесено на сторону потребителя, 15,4 млн. тенге возвращены средства потребителя через судебные органы, продолжается 4 судебных заседания.
В соответствии ст. 40 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей. В общественные объединения области за 2023 год обратилось 1172 потребителей, в результате проведенной работы 38,3 млн. тенге денежные средства потребителя были возвращены досудебном и в судебном порядке.
Болатов Ислам Болатұлы-Президент Республиканского общественного объединения «Национальная палата потребителей»:
«21 ноября 2022 года в одну из медицинских клиник нашего города обратилась гражданка Г. чтобы сделать операцию «Лазерная коррекция по миопии». Во время операции что-то пошло не так. Чтобы установить обстоятельство произошедшего потребителю пришлось поехать в Москву, где был поставлен диагноз “стромальное помутнение роговицы”. Далее Департамент фарм контроля провели внеплановую проверку где установили что было нарушение по документам и был сделан не правильный срез глаза. Потребитель сразу же обратилась в суд с иском о возмещении расходов по восстановлению зрения и моральный вред. Суд первой инстанции не удовлетворили иск потребителя, эксперты же утверждали, что вины врача нет и что глаз не жизненно важный орган. После чего в нашу организацию обратилась потребитель Г. за юридической помощью. Совместно с адвокатом потребителя, совместными усилиями нам удалось отстоять права Г. И судебная коллегия изменила решение первой инстанции и взыскала в пользу потребителя 1 миллион тенге морального вреда и ее расходы».
Если граждане с нарушениями потребительских прав не могут решить проблему со стороны продавцов (исполнителей, изготовителей), можно обратиться в территориальные департаменты торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
Обсуждение закрыто.