Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Потребитель – ключевой субъект торговли

Министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев провел пресс-конференцию, в ходе которой рассказал о стратегии ведомства в сфере защиты прав потребителей.

За 9 месяцев текущего года количество обращений граждан по вопросам нарушений в торговле превысило показатель аналогичного периода прошлого года и составило порядка 33 тысяч случаев.

В разрезе направлений обслуживания наибольшее число жалоб наблюдается в следующих сферах: розничная торговля – 37%, электронная торговля – 20%, бытовые услуги – 10%, ЖКХ – 6,9%, услуги связи – 5%.

Эти показатели свидетельствуют, с одной стороны, о повышении потребительской культуры и правового сознания, с другой, – о росте недобросовестной предпринимательской деятельности.

Как отметил Арман Шаккалиев, МТИ РК на постоянной основе отслеживает потребительские настроения и коррелирует с ними торговую политику.

«По результатам социологического опроса, в прошлом году из 10 тысяч опрошенных респондентов 31% столкнулись с несоблюдением сроков годности и норм хранения продуктов питания, 24% опрошенных недовольны качеством товаров, 19,2% пожаловались на отсутствие требуемой по закону информации о продуктах питания», – отметил Арман Шаккалиев. – По всем обращениям МТИ назначает проверки. Однако эффективность защиты прав потребителей зависит не только от деятельности государственных органов, но и от неправительственных институтов по защите прав потребителей. Гражданское общество является главным защитником от засилья некачественных товаров и других злоупотреблений на отечественном рынке».

Для интеграции деятельности общественных объединений в интересах защиты потребительского рынка МТИ весной этого года создан Ситуационный штаб, в состав которого вошли представители профильных госорганов, добросовестных субъектов бизнеса и общественных объединений потребителей.

На сегодняшний день ими исследовано порядка 68 видов импортной продукции, в 19 из них  выявлены нарушения нормативов о безопасности пищевой продукции. Речь идет о таких нарушениях как несоответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям, заявленным характеристикам и составу товара, а также требованиям по маркировке.

По итогам выявленных нарушений  Министерством отменены 63 декларации о соответствии пищевой продукции и более 200 документов об оценке соответствия.

С начала года на недобросовестных субъектов бизнеса наложены административные штрафы в размере 147 млн тенге, в пользу потребителей взыскано более 800 млн тенге.

По словам Армана Шаккалиева, в целях защиты потребителей в Казахстане предлагается запустить новый публичный концепт «Сапалы өнім», для которого уже подготовлен базовый набор законодательных инструментов и механизмов. Разработаны поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный Кодексы РК, в законы «О транспорте в РК», «О туристской деятельности в РК» и ряд других  об усилении роли общественных институтов, включая введение института Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.

Общественные объединения потребителей планируется наделить правом отбора образцов товаров и закупа услуг или работ в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка, ввести возможность подачи ими исков в защиту неопределенного круга лиц и другие нововведения.

По мнению министра, реализация этих мер будет способствовать эффективности правового регулирования на потребительском рынке, социальной стабильности и росту социальной защищенности граждан.

Больше важных новостей в Telegram-канале zppinfo.kz Подписывайся!

Комментарии отключены.