Ранее, 11 января 2023 года, на информационном ресурсе НПП «Атамекен» была опубликована информация под заголовком «МВК согласовала поправку, которая ударит по бизнесу «двойными штрафами», которая имеет ряд вводящих в заблуждение высказываний со стороны представителей НПП «Атамекен».
По словам экспертов Национальной палаты, «данная норма была упразднена в 2010 году и по прошествии 12 лет госорган хочет ее вернуть, что говорит о непоследовательности и необдуманности принятия решении со стороны ведомства», по этому поводу пресс-центр Комитет по защите прав потребителей МТИ сообщает следующее.
В июне 2021 года Институтом законодательства при Минюсте по итогам анализа эффективности Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» рекомендовано вернуть норму по гражданско-правовой ответственности виде штрафа за отказ предпринимателя устранять нарушения прав потребителей на досудебном этапе в пользу общественного института по защите прав потребителей.
В процессе законопроектной работы, данная норма прошла юридическую экспертизу, поддержана экспертной группой по вопросам предпринимательства, также процедуры анализа регуляторного воздействия.
Редакция выработана с учетом требований Предпринимательского кодекса к регуляторным инструментам, согласно которой предприниматели несут социальную ответственность за нарушения требований законов.
Введение данной нормы в действие позволит интегрировать правовую базу Казахстана с законодательством партнеров по ЕАЭС. Аналогичные меры защиты прав потребителей действуют в соответствии с законами наших партнеров по ЕАЭС (Российской Федерации и Белоруссии).
Данная норма представлена на заседание Межведомственной комиссии по предпринимательской деятельности (далее – комиссия при Правительстве), по итогам которой 10 января 2023 года комиссией Правительства принято решение одобрить введения регуляторного инструмента. На заседании комиссии при Правительстве в поддержку инициатив Минторговли выступили 5 депутатов Мажилиса Парламента и д.ю.н Марат Башимов. В настоящее время данная норма согласована со всеми центральными и местными исполнительными органами.
«Комитет не ставит перед собой цель снизить количество жалоб потребителей, так как во всех развитых странах, чем выше правовая культура, тем больше обращений потребителей», – отмечает пресс-центр Комитета.
Поэтому, целью введение данного регуляторного инструмента является необходимость исключить риск повышение уровня недовольства граждан способами регулирования потребительских споров в этой социально-экономической сфере.
Одним из обоснований, послужили следующие показатели социологического опроса 2020 и 2021 года, в котором приняли участие порядка 37 тыс. респондентов анкетного опроса.
Количество респондентов, из обратившихся в территориальные подразделения ЗПП в 2021 по сравнению с 2020 годами следующие:
в г.Астана недовольство эффективностью ЗПП возросло в 20,5 раза; г.Алматы – в 1,13 раза; в Акмолинской области – в 12,9 раза; Актюбинской области — в 2,5 раза; Атырауской области – в 1,95 раза; Жамбылской области – в 6 раз; Костанайской области – 8,5.
Касательно перечня критериев «добросовестности» или «недобросовестности»? по мнению руководителя Управления по формированию госполитики «такой перечень не требуется, так как «добросовестным предпринимателем» можно назвать лицо, соблюдающее действующие требования законодательства, «не добросовестными предпринимателями» можно назвать лиц, не соблюдающих требования законодательства той или иной отрасли, где осуществляется бизнес деятельность, — комментирует Баренов Рамазан
По поводу коррупционных рисков? Со слов представителя ведомства, данная норма была рассмотрена и согласована антикоррупционным органом, была проведена антикоррупционная экспертиза, и норма соответствует принципу определенности в соответствии с Предпринимательским кодексом.
«Из редакции законопроекта и аналитической формы АРВ следует, что решение по привлечению недобросовестного предпринимателя к гражданско-правовой ответственности будет осуществляться гражданским судом, по частноправовым спорам.
Общественное объединение потребителей будет выступать в суде в качестве защитника потребителя, в том случае, если субъект предпринимательства нарушил частное право потребителя», – ответил Рамазан Ерболулы.
В части односторонней ответственность предпринимателя и сроков разрешения потребительских споров?
Сроки рассмотрения потребительских споров будут в 3 раз быстрее, так законопроектом предлагается сократить сроки рассмотрения жалоб путем исключения ненужных многоступенчатых барьеров разрешения частноправового спора в гражданском суде. Следует отметить, что на сегодняшний день потребителю для обращения в суд за защитой своих прав по частным делам нужно пройти последовательные 4 ступени: первое обратиться к продавцу, затем к медиатору, если спор не разрешился в госорган (несмотря на то, что госорганы на рассматривают частноправовой спор), и только после этих последовательных ступеней, суд рассматривает частноправовой спор потребителя с предпринимателем.
Руководитель Управления по формированию госполитики комментирует «Если потребитель не прав, суд не примет решение в пользу потребителя, так как истец обязан доказать нарушение со стороны бизнесмена. Касательно ответственности за клевету, ответственность за нее предусмотрена КоАП.
Судебные разбирательства не являются нечто новым, подобная недобросовестная практика, уже урегулирована механизмами защиты гражданским законодательством. Никто не запрещает ответчику подать встречный иск, если есть на то, достаточно оснований», –
Важно сказать, что обоснование по введению гражданско-правовой ответственности виде штрафа в пользу общественного объединения потребителей приведены в концепции к законопроекту одобренной на МВК по законопроектной деятельности в апреле 2021 года, в аналитической форме АРВ, одобренной 10 января 2023 года на МВК по предпринимательской деятельности, на рабочих заседаниях с представителями НПП «Атамекен», где неоднократно им было разъяснено, что с введением данной нормы, нарушенные права потребителей в суде будут защищаться общественниками, не взымая оплаты с потребителя (бесплатно).
В заключении, касательно предложения представителей НПП «Атамекен», по сохранению пункта 2 статьи 42-4 Закона о защите прав потребителей, Баренов Рамазан ответил «изложенная норма будет сохранена. Более того, именно эта норма будет ключевой для применение гражданско-правовой ответственности виде штрафа в пользу общественного объединения потребителей, если предприниматель не устраняет нарушение на досудебном этапе».
Разработчиком указывается, что потребитель имеет право выбора, обращаться с претензией к предпринимателю, лично (статья 42-4 Закона о защите прав потребителей (далее – Закон о ЗПП), либо по его воле посредством общества защиты прав потребителей (статья 42-3 Закона о ЗПП).
Обращения за защитой своих прав является безусловным правом каждого, по своему выбору в госорган, суд или организации, практикующие альтернативные способы регулирования конфликтов.
Обсуждение закрыто.