Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В Казахстане планируют создания единой Национальной ассоциации потребителей

Предложение МТИ о целесообразности создания единой Национальной ассоциации потребителей Казахстана основано  на международном опыте стран, где обязательное членство признается нормальным в их юрисдикциях.

К примеру, в Германии более 30 общественных организаций объединены в единый Союз потребителей, где работают квалифицированные эксперты по различным отраслям (торговля, финансы, страхование и т.д.), и это позволяет разрешать споры без участия государственных структур.  

Аналогичные институты эффективно работают в Сингапуре, Японии и Австрии. Их основная задача — лоббирование интересов потребителей при формировании и реализации законодательства.

Что касается нашей страны, сейчас зарегистрированы 112 общественных объединений потребителей, из них 47 осуществляют одновременно защиту как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом – примерно 40. Вместе с тем, в общественных объединениях не выстроен отраслевой признак, не имеется узкая специализация и единый подход в решении вопросов. Большинство их них работают разрозненно, зачастую препятствуя идеологии друг друга, что приводит к неэффективности взаимоотношений между государственным органом и НПО.

Поэтому, объединение общественных организаций в одну ассоциацию, позволит:

  • переформатировать институт объединений по принципу «от количества – к качеству»,так как потребители хотят знать о степени надежности и серьезности НПО. На сегодняшний день при общем росте численности регистрируемых в стране обществ по защите прав потребителей, значительное количество организаций существует номинально, то есть на бумаге.
  • обеспечить для всех НПО равные возможности, в том числе расположенных в сельских местностях, формируя справедливое гражданское общество;
  • развить узкопрофильные направления в деятельности НПО, по таким различным отраслям как торговля, финансы, медицина, туризм и т.д.;
  • минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.

В свою очередь, институт омбудсмена по защите прав потребителей был предложен для того, чтобы отслеживать деятельность государственных органов по обеспечению должной защиты прав и законных интересов потребителей. Также он возьмет на себя роль спикера гражданского общества и представительские функции Единой Национальной ассоциации. Его избрание будет осуществляться самим гражданским обществом.

Важно отметить, что предложенные инициативы неоднократно обсуждались в течении 4 квартала 2020 года на рабочих группах, Конференции, Гражданском форуме, организованных МТИ с представителями 40 наиболее активных общественных объединений по защите прав потребителей.

В результате бурных обсуждений гражданским обществом идеология в целом была поддержана, при этом выражены некоторые пожелания, которые МТИ планирует учесть.

Больше важных новостей в Telegram-канале zppinfo.kz Подписывайся!

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *