Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Общественная прием граждан

17 июня 2024 года руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Актюбинской области К. Раимкулов провел совместно с общественными объединениями общественный прием граждан, направленный на защиту прав потребителей.

В общественной приемной приняли участие представители общественных объединений: председатель Общественного фонда «Сапалы өнім» Арслан Карханов, президент РОО «Национальная лига потребителей» Ислам Болатов, руководитель общественного объединения по защите прав потребителей «Ваше право» Актюбинской области Расима Латыпова и руководитель общественного объединения «Совет по защите прав потребителей» Мадихан Амангельды.

Руководители трёх субъектов малого предпринимательства обратились с вопросами о законодательных требованиях, которые могут привести к административным нарушениям в сфере торговли. Предпринимателям были предоставлены ответы на эти вопросы, прояснены законодательные требования в области защиты прав потребителей, включая права потребителей и обязанности продавцов, а также предупреждение о запрете повышения цен на социально значимые продовольственные товары.

Гражданка с ограниченными возможностями обратилась для получения правовой помощи, и её обращение было удовлетворено.

На общественный приём граждан был приглашен потребитель К., который обратился в департамент с письменным заявлением о необходимости на законодательном уровне запретить продажу смартфонов с обременением.

Потребитель К. отметил: «На сегодняшний день не существует единого реестра учета обременительных установок сотовой связи. Я считаю, что все обременительные установки сотовой связи должны находиться под контролем государственных органов через создание Единого реестра, который будет регистрировать коды IMEI. Такой реестр должен быть доступен для свободного использования потребителями.»

Президент РОО «Национальная лига потребителей» Ислам Булатов подчеркнул, что граждане и юридические лица, осуществляя свои права, обязаны действовать добросовестно, разумно и справедливо, соблюдать требования законодательства, нравственные принципы общества и правила деловой этики предпринимателей. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения в сфере финансовых, социальных, медицинских, туристических и других услуг, а также определяет механизмы их защиты в соответствии с законами Республики Казахстан.

Сторона продавца (изготовителя, исполнителя) обязана предоставлять информацию о товаре. В случае обнаружения дефектов продавец обязан полностью возместить убытки. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения между продавцом и потребителем. Однако, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 35 Предпринимательского кодекса РК, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны пройти обязательную государственную регистрацию как индивидуальные предприниматели.

Следовательно, если товар приобретается на вторичном рынке между физическими лицами, указанный закон не регулирует такие отношения. В таком случае, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Гражданского кодекса РК, вопросы гражданско-правовых отношений решаются на основе законодательства или договорных обязательств, а лицо, нарушившее права, может потребовать полного возмещения причиненного ущерба.

Согласно пункту 1 статьи 917 Гражданского кодекса РК, ущерб, причиненный незаконными действиями или бездействием, подлежит полному возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме, как в имущественной, так и в неимущественной сфере благ и прав граждан и юридических лиц.

Руководитель департамента К. Раимкулов выразил благодарность потребителю К. за активную гражданскую позицию по поднятым вопросам и пояснил, что предложения будут рассмотрены с учётом законодательных требований.

Обсуждение закрыто.