Как сообщает руководитель Департамента торговли и защиты прав потребителей по г.Алматы Данияров Геннадий, в настоящее время в ведомство поступило свыше 6000 обращений, больше половины из них – в письменном виде, также потребители обращаются с жалобами в Департамент через цифровые платформы телеграм-бот, по телефонам горячей линии, в том числе на личном приеме.
Из анализа поступивших обращений следует, что в г.Алматы чаще всего нарушаются права потребителей в розничной торговле. В целом, помимо этой сферы, население беспокоят вопросы по некачественному предоставлению бытовых услуг, в сфере электронной торговли, несоответствие товара заявленным свойствам, его несвоевременная доставка, а также потребителей интересуют способы досудебного урегулирования споров», – отметил Данияров Геннадий.
Возросшее число жалоб связано с тем, что у потребителей выросла правовая грамотность, в случае неудачной покупки товара они знают, куда обращаться, так как, предприниматели стали более ответственными в процессах соблюдения законодательства по защите прав потребителей, считает руководитель ДТИЗПП по г.Алматы.
Для повышения правовой грамотности, как для потребителей, так и для субъектов предпринимательства, сотрудники ДТИЗПП по г.Алматы проводят информационно разъяснительные мероприятия с участием представителей местных исполнительных органов, палаты предпринимателей, предпринимателями, а также дни открытых дверей, совместно с организациями по защите прав потребителей.
По часто задаваемым вопросам даны юридические рекомендации:
Имеет ли право предприниматель не пропускать потребителя на их территорию, в случае не соблюдения ограничений?
Для этого следует обратить внимание на акт, имеющий высшую юридическую силу на территории Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции РК, праваи свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
В этой связи, ограничения могут водиться, только если об этом прямо, указано нормативными правовыми актами РК, в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения с обязательной ссылкой и цитатой самой нормы правового акта.
Кроме того, следует отметить, что согласно части 1 статьи 8 Предпринимательского кодекса РК, деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются.
При этомусловием, нарушающим и ущемляющим права потребителей при заключении договора признается установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом возмездным товарам в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей».
Могут ли продавцы навязывать дополнительные товары, не предусмотренные в описание сделки?
В целях информирования по вопросам защиты прав и законных интересов потребителей, а именно по навязанным дополнительно продавцом возмездным товарам, сообщаю, что согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», условия, нарушающие и ущемляющие права потребителей при заключении договора являются установлением обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом возмездным товарам.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи Закона, продавец не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и ущемляют права потребителя.
Должен ли размещать предприниматель на месте реализации товара информацию об уполномоченном органе и субъектах досудебного регулирования потребительских споров?
Согласно статьи 33-2 действующего Закона о защите прав потребителей — продавец обязан в месте реализации товара размещать контактные данные (адрес и номер телефона) уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, а также информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
При реализации товара посредством электронной коммерции продавец обязан, указать на информацию о контактных данных (адреса и номера телефона) уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров путем ссылки на официальный интернет-ресурс уполномоченного органа, а также право потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов подлежит размещению посредством информационно-коммуникационных технологий.
Обязательно размещение на интернет-ресурсе, который используется продавцом (изготовителем, исполнителем), информации о его контактных данных (фактического адреса и номера телефона).
Обсуждение закрыто.