Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

На 219,5% увеличился темп роста жалоб потребителей на жилищные и коммунальные услуги

За 9 месяцев текущего года в Комитет по защите прав потребителей Минторговли поступило порядка 2,5 тысяч жалоб казахстанцев на сферу услуг ЖКХ.

Об этом сообщили в пресс-центре ведомства.
В основном это жалобы на качество оказанных услуг, необоснованное повышение тарифов. Также участились жалобы на газораспределительные компании, услуги домофонных компаний, на застройщиков, отключения электроэнергии, на работу КСК или ОСИ.

Следует отметить, что не всегда к жилищным отношениям будут применимы нормы Закона «О защите прав потребителей», поскольку большая часть таких отношений регулируется Гражданским кодексом – при заключении договоров купли-продажи, аренды квартир, домов и т.п., а также подзаконными НПА уполномоченного органа в сфере ЖКХ. Далее применяется ряд специальных законов.

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество применяется при регистрации таких прав. А Закон «О потребительском кооперативе» – при создании и осуществлении его деятельности и т.д.

Применительно к сфере ЖКХ отношения, регулируемые Законом «О защите прав потребителей», могут возникать из договоров в части выполнения отделочно-ремонтных работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, качества предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Либо из договоров подряда – бытового и строительного характера, а также на техническое обслуживание помещений. Также из договора купли-продажи энергоснабжения, когда в качестве продавца электричества, воды, тепла, газа выступает энергоснабжающая организация. В любом случае в первую очередь надо исходить из НПА в сфере ЖКХ.

Договор энергоснабжения является публичным, консенсуальным, возмездным, взаимным. Что делать, если постоянно без предупреждения отключают электроэнергию в многоквартирном доме?

Во-первых, необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о выяснении обстоятельств. В случае, если отключение происходило по вине энергоснабжающей организации, потребитель вправе обратиться с претензией о возмещении убытков согласно статье 491 Гражданского кодекса.
Аналогичное правило действует по отношению к договорам по снабжению тепловой энергией, газом, водой, нефтепродуктами и т.д. Главное, что их объединяет, – это присоединённая сеть, через которую поступает энергия. Более подробные правила, предусмотрены в одноимённых законах, например в законе об электроэнергетике.
Как правило, при возникновении такого спора, они разрешаются судом, либо по желанию сторон на досудебном этапе или медиативным способом.
Потребителям в таких взаимоотношениях необходимо знать о своих основных обязанностях, таких как поддержание надлежащего технического состояния приборов учета, находящихся в их собственности, соблюдение режимов энергопотребления, определенные договором купли-продажи, своевременная оплата потребленной энергии, при необходимости – допуск к приборам коммерческого учёта работников госконтроля.
Ещё одним предметом данной сферы являются формы управления объектом кондоминиума. На сегодня существуют три основных формы управления объектом кондоминиума: это объединение собственников имущества (ОСИ), простое товарищество и кооператив собственников квартир (КСК). Право выбора формы управления за собственниками квартир. 
В результате на выбранную организацию возлагаются обязательства по соблюдению правил о жилищных отношениях.

Например, содержание технической эксплуатации зданий заключается в соблюдении технических норм и правил, вытекающих из конкретных особенностей категории здания, прочности деталей, конструкций и оборудования, проведение систематических профилактических осмотров и текущего профилактического и капитального ремонта. ОСИ вправе обращаться в суд для защиты интересов своих членов. 
Однако среди жильцов не всегда находятся способные собственники квартир, осиливающие подобное управление.

«Я начала вникать в эту систему с 2015 года и поняла, насколько это тяжело. К отопительному сезону дома худо-бедно были подготовлены. Но на самом деле жилищный фонд уже изношен, старые дома, старые коммуникации. На всё это влияет брак строительства и огромные отклонения от проекта строительства. Компании, которые обслуживают жилой фонд, работают вслепую, потому что застройщики не предоставляют проект. Когда ввели ОСИ и простые товарищества, я как член рабочей группы в начале 2019 года настаивала на том, что в этих поправках много отклонений. И позже глава государства подчеркнул, что эта реформа была преждевременной и ошибочной», – отметила президент Ассоциации лиц, управляющих и обслуживающих жилой фонд г. Астана Nurgain, член рабочей группы мажилиса по Закону «О жилищных отношениях» Жамал Доржигулова.

Напомним, что согласно главе 6-1 Закона «О защите прав потребителей», если вы считаете, что ваши права были нарушены, вы можете обратиться с претензией напрямую к предпринимателю, акимат своего региона, Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства, в суд, либо по соглашению сторон в общественное объединение потребителей, к медиатору или арбитражу.
В этом году правительство внесло в парламент законопроект о защите прав потребителей в новой редакции, способный повысить уровень защищённости населения.
Например, одно из новшеств, предлагаемое законопроектом – это гражданская правовая ответственность предпринимателя в случае неустранения им нарушений прав или законных интересов потребителя в добровольном порядке без вмешательства суда или госоргана. В Казахстане данная практика существовала до 2010 года, а в России и Белоруссии действует по сей день.

Обсуждение закрыто.