Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Качество товаров и услуг снижается, потребительская грамотность растёт: КЗПП озвучил результаты своей работы

За год поступило свыше 30 тысяч обращений. 12 января т.г., в Министерстве торговли интеграции РК состоялась коллегия с участием Первого вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан Армана Шаккалиева и руководителя аппарата Бегманова Аскара Абдугалиевича. В госоргане подвели итоги минувшего года и обсудили предстоящие задачи.    

С докладом о проделанной работе выступил Председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков. Он отметил, что совместно с неправительственным сектором приложены максимальные усилия для обеспечения всесторонней защиты потребительских прав.

За 12 месяцев 2022 года в Комитет поступило 30 167 обращений. Темп их роста по сравнению с прошлым годом составил 120%. Благодаря проведённым мероприятиям потребителям возвращено 786 млн. тг. Это на 216,5% больше относительно 2021 года, когда потребителям вернули 363,02 млн. тенге.

Кроме того, более 13,5 тысяч гражданам оказана правовая помощь, удовлетворено порядка 13,1 тысяч обращений, перенаправлено по компетенции 3 071.

«Анализ показал, что чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли (47,6%), бытовых услуг (19%), электронной коммерции (9%), ЖКХ (5,6%) и других отраслях (4,3%). В этой связи департаментами проведено 146 внеплановых проверок», — озвучил статистику Аскар Станиславович. – «По итогам проверок к административной ответственности привлечено в виде предупреждения – 99 субъектов, в виде штрафа – 32 субъекта».

Он также сказал, что увеличились нарушения в сферах, регулируемых иными госорганами, где количество обращений только за 6 месяцев 2022 года возросло до 47,2 тысяч, превысив годовой показатель 2021 года.

Претензия и иск – правовые инструменты  

Председатель Комитета рассказал и об исковой деятельности, осуществлённой по 102 обращениям, в том числе по 35 искам потребителей ДЗПП выступили в качестве третьих лиц.

К примеру, Турксибским судом г.Алматы удовлетворен 6-й иск ведомства в отношении авиакомпании АО «Бек Эйр». Общее число защищенных потребителей составило 1 850 человек, сумма иска превысила 113 млн. тг.

В Восточно-Казахстанской области совместные действия ДЗПП и ООЗПП «Аманат» помогли в суде защитить права 162 собственников многоквартирного жилого дома с исковой суммой свыше 308 млн. тг.

Департамент Костанайской области отстоял права более тысячи потребителей города Рудного за незаконно утвержденный тариф для физических лиц на услуги по вывозу твердо-бытовых отходов.

При содействии департамента г.Астаны удовлетворены судом 10-млн исковые требования жильцов одного из столичных жилых комплексов.

В Атырауской области идут судебные разбирательства с АО «Kcell» и АО «Атырауская Теплоэлектроцентраль» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга граждан.

Председатель КЗПП затронул ситуацию с жалобами на электронные торговые площадки.

«За 2022 год было проведено несколько совещаний с представителями «Каспи-магазин» и Wildberries, по итогам которых создана специальная электронная почта для Комитета и департаментов по защите прав потребителей. Прорабатывается вопрос взаимодействия КЗПП и Wildberries путем создания отдельного канала взаимодействия», — доложил Аскар Станиславович.

Он также представил рейтинг деятельности территориальных департаментов. Так, высокую результативность показали Западно-Казахстанская, Костанайская, Карагандинская области.

Низкие баллы получили Атырауская, Кызылординская и Алматинская области.

Общественное мнение

Чтобы выявить общественный взгляд на положение сферы ЗПП, в 2022 году было проведено социологическое исследование. Об этом упомянул в своем докладе выступающий.

«Из всех опрошенных респондентов 39,3% пожаловались на низкое качество медицинского обслуживания, 42,9% — сервис интернет-провайдеров, 30,7% — услуги городского общественного транспорта. Ежегодный рост обращений потребителей связан со слабой работой госорганов по выявлению и устранению корневых проблем, регулируемых ими сфер, а также повышением правовой культуры потребителей», — прокомментировал ситуацию А.Тынысбеков.

Он назвал и другую причину общественного недовольства – низкую применяемость разработанных и действующих 3 тысяч национальных стандартов качества, безопасности продукции и услуг в определенных отраслях экономики, в которых увеличивается количество жалоб.

В прошлом году Комитет совместно с КТРМ и КазСтандартом запустил мониторинг использования действующих нацстандартов отраслевых госорганов, а также разработку новых национальных стандартов, улучшающих качество жизни населения.

Для этой же цели был автоматизирован процесс приема и рассмотрения обращений потребителей, а информационная система e-Tutynushy интегрирована с e-Otinish. Казахстанцы уже оценили её полезность. За минувший год посредством ЕИС от граждан поступило более 2,4 тысяч обращений, из них 1,5 тысяч бизнесу и 0,9 тысяч субъектам досудебного урегулирования. В системе зарегистрировались 8,5 тысяч потребителей, 300 субъектов бизнеса, 18 общественных объединений.

Законодательные новшества

Председатель Комитета напомнил, что с прошлого года активизирована разработка 2-го пакета законодательных поправок по ЗПП.

В нём проработаны все действующие статьи, изменена структура.

В числе основных инициатив: введение института Омбудсмена, распространение базовых принципов Закона на все сферы услуг, оказываемые субъектами предпринимательства. Предусмотрена реституция нормы гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, налагаемого судом на субъекты бизнеса, отказывающиеся устранять нарушения на досудебном этапе, в пользу общественных институтов ЗПП.

Эти и другие нововведения второго пакета поправок будут способствовать повышению уровня благосостояния казахстанцев.

В завершении доклада Председателем КЗПП были озвучены планы Комитета на 2023 год, в числе которых работа над проектом Закона «О защите прав потребителей», а также повышения уровня эффективности государственного регулирования защиты прав потребителей до 72,3%.

В заседании коллегии приняли участие общественные деятели в сфере ЗПП, которые высказали ряд предложений по сотрудничеству с МТИ.

Председатель Правления «Национальная лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская предложила провести рабочий семинар МТИ с ООЗПП по вопросам подготовки предстоящих конкурсов по госсоцзаказу. Помимо этого она обратила внимание на текущую проблему проведения независимых экспертиз на некоторые товары.

Денис Степанцев, управляющий директор Ассоциации цифровой Казахстан, акцентировал внимание на масштабной законотворческой работе, проведенной в прошлом году КЗПП совместно с общественными объединениями. 

Председатель ОЮЛ «Республиканская Ассоциация Потребителей Казахстана» Жасулан Айтмаганбетов отметил следующее: «Мы имеем ряд проблем, на самом деле, которые на мой взгляд не решены. Это в частности то, что сфера защиты прав потребителей имеет все-таки ущемление прав перед сферой оппонентов – предпринимателей».

В свою очередь, Президент общественного объединения «Защиты прав потребителей и развития конкуренции по Атырауской области» Балжан Досмухамбетова поддержала точку зрения своих коллег и проявила активную позицию по совершенствованию деятельности защиты прав потребителей.

Подводя итоги коллегии, Первый вице-министр торговли и интеграции РК дал присутствующим соответствующие поручения. Он сказал, что в реализации государственной политики по защите прав потребителей крайне важна роль общественных объединений потребителей. И только сообща можно добиться успеха в этой важной для страны сфере.

Обсуждение закрыто.