Статья Максата Ешенова, директора юридического департамента Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК про цифровизацию, наши страхи и не только.
Минувший год стал знаковым для «цифры».
В национальную законодательную практику введены новые цифровые инструменты и технологии: блокчейн, сервис цифровых документов, управление большими базами данных и это не полный перечень.
Появился уполномоченный орган в сфере защиты персональных данных и усилен его статус.
Внедряется мобильный сервис обеспечения безопасности персональных данных, который позволит нашим гражданам самим контролировать свои личные сведения: давать согласие на их использование и отзывать.
Предусмотрены налоговые льготы для операторов связи, которые примут на себя обязательства по финансированию за счет высвобожденных средств проекты широкополосного доступа в Интернет.
Для тысяч наших граждан, в особенности, в удаленных селах, это означает качественный доступ к медицине, образованию, социальным услугам, возможность пользоваться теми же благами, что и жители крупных мегаполисов.
Это также уникальный пример того, как государство и бизнес-сообщество консолидируют свои усилия и совместно работают над развитием капиталоемкой инфраструктуры.
Не менее важная задача объединить усилия государства и частного бизнеса в сфере IT-технологий, который имеет свои передовые наработки.
Это позволит более рационально использовать ресурсы и средства в масштабах всей страны, избежать их ненужного дублирования, сократить временные и финансовые издержки для граждан и это самое главное.
Первый шаг уже сделан – на законодательном уровне закреплена возможность оказания наиболее востребованных госуслуг через популярные платформы и приложения.
Тысячи наших граждан уже воспользовались такой возможностью и оценили его преимущества для себя.
Пандемия и последовавшие за ней карантинные меры ускорили процессы цифровизации.
За короткий промежуток времени привычный уклад жизни претерпел кардинальные изменения. Но наши граждане продемонстрировали высокую готовность адаптироваться к цифровому образу жизни.
Многие цифровые навыки, приобретенные в период карантина, стали привычкой и останутся с нами и после его отмены. Фактически, на наших глазах, активно формируется «цифровое» общество, что вчера еще казалось далекой перспективой.
Цифровизация наглядно выявила резервы для модернизации всех сторон и аспектов жизни общества: образование, здравоохранение, предпринимательская деятельность. Государственное управление – не исключение.
Однако оцифровка действующих громоздких бюрократизированных процедур даст ограниченный эффект, не соизмеримый с затраченными ресурсами. Предстоит сделать рывок, но для этого нужны качественно новые подходы, основанные на цифровой траснформации бизнес процессов госорганов.
Это позволит оптимизировать избыточные процедуры и ресурсы, высвободить служащих для усиления аналитических и прогнозных функций, что повысит качество принимаемых решений.
Такой подход позволит также «персонифицировать» госуслуги, сфокусировать внимание на комплексном решении конкретных жизненных ситуаций. И будущее за такими персональными и проактивными сервисами. Во многих услугах и функциях просто исчезнет необходимость. «Рутинную» работу смогут взять на себя интеллектуальные системы, которые исключат субъективизм.
Это приведет к формированию нового поколения государственных менеджеров, обладающих широкими цифровыми компетенциями: умение работать с большими базами данными и электронными сервисами, формировать набор актуальных данных и задавать алгоритмы их обработки.
Этот класс госслужащих и станет основой компактного и профессионального государственного аппарата будущего.
Современный образ жизни способствует тому, что все больше граждан предпочитает получать услуги либо решать задачи посредством мобильных приложений, используя для этого цифровые сервисы.
С прошлого года запущен сервис цифровых документов, в котором доступны многие самые востребованные документы: удостоверение личности, водительское удостоверение, технический паспорт и не только.
Важно расширять и сферу применения цифровых документов, в том числе, при взаимодействии с государственными органами и их должностными лицами, частным сектором. Для этого уже заложена правовая база, но ее необходимо развивать и внедрять в отраслевые законы.
Любой гражданин должен иметь возможность полноценного и повсеместного использования цифровых документов, которые равнозначны своим бумажным аналогам.
Сегодня в обороте находится огромный объем личной информации. Различные организации, а также интернет-ресурсы собирают, анализируют и хранят наши персональные данные, иногда, пренебрегая нашим согласием.
Назрела необходимость установления цивилизованных правил в этой сфере и контроля за соблюдением их требований. Это общемировая практика и такие стандарты выработаны и действуют во многих странах.
Любой гражданин должен быть уверен, что его конфиденциальные сведения находятся «под замком» и злоумышленники не смогут ими воспользоваться.
Скорость инновационных изменений в мире нарастает с каждым днем. Информационные технологии развиваются ещё стремительнее. Государства и бизнес только наращивают масштабы инвестиций и разработок в этой сфере. Доминирующее влияние приобретают транснациональные технологические гиганты, которые устанавливают собственные правила в виртуальном пространстве.
Другая сторона этого процесса – колоссальный разрыв между технологически развитыми государствами и остальным миром, который будет только усугубляться.
Поэтому важно поддержать, в том числе, на законодательном уровне свои конкурентоспособные отечественные разработки, тем самым, укрепляя нашу информационную и «цифровую» независимость. И это вопрос не только экономики, но и национальной безопасности.
В этой связи, важно развивать также международное сотрудничество, в том числе, в рамках интеграционных объединений.
Не секрет, что определённая часть нашего общества испытывает настороженное или скептическое отношение к цифровым проектам. Такие настроения имеют место во многих странах.
Это естественная реакция человека на стремительное, иногда революционное изменение образа жизни. Нужно признать, что таким стереотипам в определенной мере способствуют также активно муссируемые в социальных сетях различного рода конспирологические теории, которые не имеют ничего общего с рациональной действительностью.
Повернуть вспять или поставить «на паузу» технологическое развитие невозможно. Выбор по сути невелик: плестись в «хвосте» или вырваться вперед, используя те конкурентные преимущества, которые дает цифровизация, прежде всего, для повышения качества жизни граждан.
Цифровые технологии наглядно продемонстрировали свою актуальность и критическую востребованность в период кризисных ситуаций, позволив продолжить нормальное функционирование основных систем жизнедеятельности общества.
Любая технология нейтральна, потенциальные риски обусловлены тем, кто и в каких целях планирует их использовать. Но минимизировать эти риски можно и нужно на законодательном уровне совместными усилиями государства, общества и бизнеса.
Будущее наступает сегодня.
И наша общая задача сделать цифровые продукты и технологии максимально доступными, удобными и безопасными для наших граждан.
Обсуждение закрыто.