Региональной службе коммуникаций акимата Актюбинской области Департамент торговли и защиты прапв потребителей по Актюбинской провел брифинг с участием президента РОО «Национальная палата потребителей» Болатовым И.Б.
На брифинге главный специалист Департамента Г. Алматбаева рассказала о результатах проведенного анализа по итогам работы Департамента и общественных объединений в сфере защиты прав потребителей за 1 квартал 2024 года.
Департаментом за январь-март 2024 года было рассмотрено 353 обращения потребителей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года количество обращений потребителей увеличилось на 25% (в 2023 году-283 обращения).
В сфере электронной торговли поступило – 115 обращений, то есть по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 72 обращения или на 167% (за 1 квартал 2023 года-43 обращения).
Также в сфере розничной торговли было зарегистрировано 129 обращений, что является основной частью поступивших обращений.
В результате рассмотрения обращений, поступивших в Департамент, были положительно решены 248 обращений потребителей, возвращены денежные средства потребителей на сумму 6 123 000 потребителей.
Были привлечены к административной ответственности 1 крупный и 36 субъектов малого бизнеса с наложением взысканий в виде предупреждений и штрафов в сфере торговли и защиты прав потребителей.
С начала 2024 года Департамент принимает участие в качестве третьего лица в 56 судебных заседаниях, касающихся нарушений прав потребителя.
В настоящее время завершено 18 судебных заседаний. Было вынесено решение суда в пользу потребителей возврат денежных средств на сумму 19,3 млн. тенге, морального вреда на сумму 1,3 млн. тенге и расходы по уплате государственной пошлины и других судебных расходов на сумму 628,0 тыс. тенге в сфере туризма, розничной торговли и бытовых услуг.
В свою очередь, в конце 2023 года утверждена дорожная карта по реализации социального проекта «Сапалы өнім», направленного на защиту внутреннего рынка и поддержка отечественных производителей, а также обеспечение потребителей безопасными и качественными товарами.
Так с начала 2024 года было выявлено нарушение по 17 наименованиям импортной продовольственной продукции.
В дальнейшем приобретенная продукция направлялась на экспертизу в филиал РГП на ПВХ «Национальный центр экспертизы» КСЭК МЗ РК по Актюбинской области. По результатам экспертизы были выявлены нарушения в части отсутствия маркировки на государственном языке, несоответствия массовой доли влаги и жира, не указания полностью наименовании пищевой продукции и место нахождения изготовителя.
В результате 4 крупных субъекта торговли были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 17 721 600 тенге, а также был отменен 1 сертификат соответствия на небезопасную и некачественную продукцию.
Президент РОО «Национальная палата потребителей» Болатов Ислам рассказал о деятельности общественного объединения.
Так за первый квартал 2024 года РОО «Национальная палата потребителей» возвратили в пользу потребителей (чьи права были нарушены) 19,0 млн. тенге, в течении этого квартала провели 20 конференций в пределах нашей области направленных на повышение правовой грамотности и уровня информированности потребителей о возможностях защиты своих прав и законных интересов. В апреле месяце ткущего года назначено свыше 10 судебных дел по потребительским спорам в сфере туризма, по данным гражданским делам количество судебных разбирательств только растет.
В рамках реализации национального проекта «Сапалы Өнім» необходимо взаимодействие всех государственных органов, общественных организаций, а также бизнес-сообщества.
В связи с чем был создан общественный фонд «Сапалы өнім», в рамках своей компетенции будет координировать и взаимодействовать все рычаги по защите внутреннего рынка, отечественных производителей и защиты прав потребителей.
В ряде приграничных областей представители фонда будут принимать участие в ситуационных штабах, в остальных регионах будут представители в региональных комиссиях.
На сегодняшний день формируются ряд мероприятий на территории Республики Казахстан с региональными представителями, по закупу и испытаний продукции в лабораториях результаты и для публикуются в СМИ и социальных сетях.
Так, например, было закуплено масло одной из марок, после испытаний в лабораториях было установлено, что данный продукт является контрафактной, иными словами подделкой, и даже не соответствовало сертификату соответствия качества, в следствии чего нами было подано заявление в Комитет технического регулирования и метрологии МТИ РК, и отменена декларация данного продукта, уполномоченным органом было дано предписание продавцу утилизировать и вернуть поставщику 25,0 тыс. кг данного молочного продукта.
Граждане региона могут обратиться с подтверждающими документами в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области, если они столкнулись с нарушениями прав потребителей и торговли. Адрес Департамента: г. Актобе, пр. Абылхайыр хана, 25 контактные телефоны: 54-81-20,54-81-26, 54-46-49. Также заявления потребителей принимаются через «Е-Өтініш», «e-tutynushy.kz» и тelegram-канал @kzpp_bot.
Обсуждение закрыто.