Каждый человек априори является потребителем товаров и услуг. В течение своей жизни он делает много покупок, и часто не все из них всегда успешны. Кто-то смело идет к продавцу и требует восстановить нарушенные права в случае покупки некачественной продукции. А некоторые просто предпочитают не вмешиваться, потому что часто не знают своих прав.
В рамках товарно-денежных отношений существует немало «некомфортных» ситуаций. Обычно в больших фирменных магазинах и супермаркетах легко заменяют или возвращают бракованный товар: порванные пакеты из-под молока, некачественную или просроченную продукцию и т. д. они вернут вам полный возврат средств, если одежда или обувь не соответствуют вашему вкусу и стилю. В таком случае самое главное, чтобы при себе был не использованный товар или фискальный чек и возврат товара должен быть не позднее 14 дней.
По законодательству Казахстана граждане имеют право вернуть деньги за товар или обменять его, даже если товар надлежащего качества. Обычно так происходит с непродовольственными товарами, если их цвет, размер или фасон вам не подходят. Кроме того, важно, чтобы вы не успели воспользоваться приобретенным товаром и сохранили документы о факте покупки. Данное правило не распространяется на лекарства, носки, нижнее белье, метражные товары, растения и животные, мобильные абонентские устройства.
В случае отсутствия у продавца (производителя) необходимого товара для замены на момент подачи требования, замена должна быть осуществлена в течение десяти календарных дней со дня подачи такого требования.
Стоит отдельно остановиться на деталях экспертизы. Стоимость дополнительной проверки качества возвращенных товаров оплачивает продавец. Потребитель обязан возместить продавцу затраты на проведение экспертизы, а также затраты, связанные с ее проведением, затраты на перевозку грузов,если в результате проведения такой экспертизы товаров будет установлено, что в товарах отсутствуют дефекты или они возникли вследствие нарушения установленных правил использования, хранения или действий третьих лиц или форс-мажорных обстоятельств после передачи товаров потребителю.
Потребитель вправе лично или через своего представителя участвовать в контроле качества и экспертизе товара, а также проводить экспертизу товаров за свой счет.
При замене продукции или вспомогательного изделия гарантийный срок пересчитывается с даты его передачи потребителю, если иное не предусмотрено договором.
Условия возврата или обмена поврежденного, бракованного товара предусматривают скидку или оплату ремонта товара. Исключениями являются следующие: в случаях, когда о дефектах заявлено при покупке и товар продается со скидкой, либо в случаях, когда покупатель сам нарушает правила использования.
Было бы лучше, если бы вы сделали снимок о покупке и о пребывании в торговом заведении. Помните, что фотографирование в магазинах не запрещено. Если чек утерян или не выдан, это очень поможет. Утерянный чек, безусловно, вызывает проблемы с возвратом и обменом. В некоторых случаях важно доказать срок годности или точно установить гарантийный срок. Это очень сложно сделать, когда нет чека.
Вы должны знать, что покупатель имеет право заявить о своих дефектах в случае повреждения продукта, срок годности или гарантия которого все еще сохраняется. Поэтому понятно, насколько важно всегда хранить гарантийный талон. В случаях отсутствия гарантии и неизвестной даты выпуска возврат осуществляется в течение двух лет со дня покупки. Особенности обсуждаются с продавцами индивидуально, и это предусмотрено в соглашениях. По истечении срока годности, менее чем через два года, товары подлежат возврату. Но вы должны доказать, что повреждение продукта произошло перед покупкой.
Подводя итог вышесказанному, остается еще раз напомнить о решающей роли фискального или коммерческого чека. Чтобы защитить свои права, вам следует сохранять чеки и все документы, связанные с вашей покупкой, до истечения срока гарантии или истечения срока ее действия. Тогда будет легко доказать свою правоту и добиться возврата денег или обмена товара.
По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в Департамент торговли и защиты прав потребителей по Туркестанской области по телефонам горячей линии +7 771 322 8282, +7 700 606 0071, +7 775 224 5616. Также электронные и письменные заявки можно направлять в Департамент через «e-Gov.kz» «е-otinish», можно отправить вручную через АО «Казпочта» в адрес департамента.
Сотрудники департамента проводят прием граждан по адресу г. Туркестан, м/а Жана Кала, ул.32, дом 16, корпус А, 427 кабинет.
Обсуждение закрыто.