Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК на основании пп.13) ст.5 Закона РК «О защите прав потребителей» представлен Правительству Республики Казахстан ежегодный доклад о состоянии дел в данной сфере и размещен на интернет-ресурсе ведомства и имеется в общем доступе.
Согласно докладу в т.г. темп роста обращений в Комитет увеличился на 159% и достиг порядка 33 тысяч обращений. Из них, по 15 тысяч обращениям оказано правовая помощь потребителям, по 11 тысяч обращениям требования потребителей были удовлетворены, по 403 обращениям проведены проверки в отношении субъектов бизнеса, в результате которых наложены адмштрафы на сумму более 4 млн. тенге.
В разрезе регионов, наибольшее количество обращений поступило в департаменты городов Алматы – более 5 тыс., Астана – более 3 тыс., Шымкент – более 2 тыс., и по Карагандинской области – 2 256 обращений. Наименьшее количество обращений поступило в департамент по области Улытау – 147 обращений.
В разрезе отраслей наибольшее количество обращений поступило (по удельному весу) на розничную торговлю – 36,7%, электронную торговлю – 19,6%, бытовые услуги – 10,2%, услуги ЖКХ – 6,9%, услуги связи – 4,7% и т.д.
Рост количества поступивших обращений за 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о росте нарушении прав потребителей со стороны предпринимателей, о предоставлении бизнесом некачественных услуг, а также о повышении потребительской культуры и их взыскательности.
Наиболее резонансными делами отмечены факты в сфере долевого строительства многоквартирных домов в городах Астана, Алматы, Шымкент и Атырауской области. В результате потребителям возвращены порядка 93 млн. тенге.
Участились случаи продажи автосалонами автомобилей ненадлежащего качества в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Карагандинской областях, в городах Астана, Алматы и Шымкент. При содействии территориальных департаментов по защите прав потребителей и общественных защитников возвращены средства на сумму более 168 млн. тенге.
Продолжаются случаи пресечения продаж в кредит массажных накидок. Такие случаи отмечены в городах Алматы, Астана, Шымкент, в области Абай, Западно-Казахстанской, Актюбинской областях. При обращении в департаменты потребителям возвращены порядка 191 млн.тг.
Всего за 9 месяцев 2023 года потребителям возвращены средства на сумму более 800 млн.тг., что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение на 149,2%.
Не лучше обстоят дела с защитой прав потребителей в отраслевых госорганах, где поступило порядка 90 тыс. обращений, или темп роста составил 190,8% в сравнении с 6 месяцами прошлого года.
Кроме того, Министерством отслеживается потребительское настроение жителей страны. Так, по итогам 2022 года результаты социологического опроса 10 тыс. респондентов показали:
— 31% потребителей столкнулись с несоблюдением сроков годности и норм хранения продуктов питания;
— 24% опрошенных недовольны качеством товаров;
— 19,2% жалуются на отсутствие информации о продуктах.
В разрезе сфер наибольшее число недовольных потребителей медицинскими услугами – 39,3%; услугами интернет-провайдеров – 33,3% и общественного транспорта – 30,7%.
Для эффективной работы и деятельности госорганов во втором квартале этого года при Министерстве создан Ситуационный штаб с участием государственных органов и общественных объединений. Исходя из требований и жалоб потребителей исследовано порядка 81 видов продовольственной продукции, из них по 27 продукциям выявлены нарушения нормативов о безопасности пищевой продукции. В итоге отменены 63 декларации о соответствии пищевой продукции.
Во исполнение поручения Главы государства по обеспечению продовольственной безопасности на внутреннем рынке прорабатываются новые подходы по регулированию торговой деятельности.
Для этих целей Министерством проработан новый социальный проект по решению глобальных проблем соответствующий концепту «Сапалы өнім». Данный проект позволит осуществить широкое освещение по привлечению потребителей и общественных институтов по реализации прав на качественную и безопасную продукцию.
Реализация этих мер будет способствовать эффективности правового регулирования на потребительском рынке, социальной стабильности и росту социальной защищенности граждан.
Основным двигателем должны быть сильные общественные объединения потребителей, неравнодушных за будущее страны.
В целях улучшения эффективности системы защиты прав потребителей, уполномоченным органом поставлены задачи на предстоящий период:
— принятие Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции;
— расширение влияния Межведомственного совета по защите прав потребителей и содействие неправительственному сектору в создании Общественного фонда по противодействию проникновения на внутренний рынок опасной, фальсифицированной и некачественной продукции и вопросам внутренней торговли;
— привлечение потенциала неправительственного сектора для реализации социального проекта «Сапалы өнім», стратегического партнерства и предоставления им государственных грантов;
— продолжение работы по просвещению и повышению правовой грамотности населения, в том числе бизнес-сообщества, по вопросам сферы защиты прав потребителей.
— обеспечение координации работы госорганов по широкому использованию действующих национальных стандартов отраслевых государственных органов, а также разработке новых национальных стандартов, улучшающих качество жизни населения.
Обсуждение закрыто.