Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Казахстанцы жалуются на нерадивых бизнесменов

Права потребителей на рынке товаров и услуг ежедневно нарушаются. Этот факт подтверждают порядка 6 тысяч жалоб, поступивших в Комитет по защите прав потребителей за первый квартал 2021 года.

Основной поток претензий от потребителей пришёлся на долю недобросовестных предпринимателей малого и микробизнеса. На основании этого областные департаменты Комитета провели 23 внеплановые проверки в отношении бизнесменов, которые понесли ответственность в виде штрафов и получили предупреждения.

За первый квартал 2021 года из общего количества жалоб ведомством удовлетворено 958, перенаправлено в соответствующие органы – 313. Около 2000 человек получили разъяснения согласно действующему законодательству.

В рамках проведенных мероприятий казахстанским потребителям возвращено свыше 23 млн. тенге.

Надо отметить, система защиты прав потребителей претерпевает череду существенных реформ. Всё потому, что имеющиеся правовые нормы устарели, а число нарушений потребительских прав выросло в разы. Доказательством тому стали итоги 2020 года, в течение которого в Комитет и его территориальные органыпоступило20 919жалоб.Это в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период 2019года.

Анализ обращений граждан выявил, что рост числа жалоб был связан с пандемией и введенными ограничительными мерами, из-за которых нарушались права потребителей.

Чаще всего казахстанцы жаловались на низкое качество транспортных услуг. Далее в этом неблагоприятном рейтинге значится розничная торговля, бытовые и туристские услуги. Не избежал народного негодования сервис в сферах электронной торговли, связи, ЖКХ, финансов, общепита, медицины и других отраслей.

По итогам прошлого года Комитетом удовлетворены7380 жалоб, перенаправлены по компетенции в отраслевые госорганы – 3863,даны разъяснения – 9577.

В рамках проведенных мероприятий потребителям возвращено более 249млн.тенге, в том числе через суд.

Кстати, в 2020 году Комитеты его подразделения впервые запоследние 6 лет возобновили практику защиты прав неопределенного круга потребителей в судах.

Всего в течение года было подано 4 коллективных иска в суд в отношении компании «Бек Эйр».Комитет представлял интересы 1740 человек. Общая сумма исковых заявленийсоставила106,7млн.тенге.При этом2исковых заявления были удовлетворены судами первой и второй инстанции, и вступили в законную силу.

Также в полном объеме удовлетворен коллективный иск Департамента по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области к ТОО «Самер». Дело было связано с вопросом возмещения 12 потребителям денежных средств в сумме 1,7 млн. тенге за некачественное изготовление мебели.

Государство при содействии НПО проводит ряд преобразований, направленных на модернизацию системы защиты потребительских прав.

25июня2020года принят 1-йпакетпоправоквЗакон«О защите прав потребителей». Благодаря этому был внедрён3-ступенчатыймеханизмрассмотренияжалобпотребителей. При этом предприниматель теперь можетбыстроразрешатьконфликтсклиентомпопринципу«решайздесьисейчас».Этосокращает время и ресурсы сторон, снижает давление на бизнес и нагрузку на суды.

Изменения в законе разграничили контроль на «государственный»и «общественный», что помогает потребителям восстанавливать свои права до административного воздействия на бизнес.

Сформирован перечень правозащитников-профессионалов от компетенции и моральных принципов которых зависит исход спора, соответственно и дальнейшее настроение потребителя.

Значимость потребительских проблем повышена за счетоценкидеятельностигосоргановМежведомственнымсоветом,созданнымприПравительстве.

Введена в эксплуатацию в пилотном режиме Единая информационная система приема потребительских жалоб. Она показывает реальную картину поступающих обращений и законность принимаемых госорганами по ним решений.

В апреле 2021 года проект Концепции ко 2-му пакету поправок в Закон направлен на рассмотрение в госорганы, НПП «Атамекен» и Республиканскую ассоциацию потребителей Казахстана, представляющую интересы 30 НПО по защите прав потребителей. Текст проекта Концепции для публичного обсуждения размещен на официальном интернет- ресурсе Комитета.

С февраля по май состоялись рабочие встречи с представителями НПО, государственных учреждений по вопросу усиления защиты прав потребителей, разъяснению основных положений, отраженных в проекте Концепции.

К тому же в прошлом году был проведен ряд правительственных и международных мероприятий, положительно повлиявших на реформирование системы защиты потребительских прав.

Немало задач реализуется ведомством уже в 2021 году. Одна из важнейших -разработка 2-го пакета поправок в Закон «О защите прав потребителей». Эта работа нацелена на укрепление гражданского общества в системе защиты потребительских прав. Нововведения помогут сплотить общественные объединения потребителей путем консолидации в одну ассоциацию по принципу «от количества к качеству».

Предлагаемый новый институт позволит обеспечить равные возможности для всех НПО, особенно расположенных в сельских местностях. Нормотворческие коррективы помогут сформировать справедливый гражданский социум за счет единообразного подхода в работе, развить узкопрофильные направления в деятельности НПО во всех отраслях: в торговле, финансах, медицине, туризме, образовании и т.д.Также это минимизирует участие государства в разрешении потребительских споров.

Поправки в закон несут ряд и других положительных изменений. В частности, речь идёт об усилении общественного контроля за деятельностью государственных органов посредством введения института омбудсмена по защите прав потребителей.

Общественным объединениям будет предоставлено финансирование через получение вознаграждений от возмещаемой потребителю суммы штрафов.

Продолжится совершенствование дистанционного способа продажи товаров с учетом активного развития сферы электронной торговли.

Будет активно решаться вопрос по гармонизации национального законодательства в сфере защиты прав потребителей со странами-участниками ЕАЭС путем введения понятия «технически сложный товар», а также условия возврата и обмена технически сложных товаров при обнаружении существенных либо несущественных недостатков.

Базовые принципы отраслевого Закона распространятся на сферы финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг.

И в целом, новые нормы поспособствуют устранению имеющихся пробелов в законодательных актах, затрагивающих сферу защиты прав потребителей. 

Обсуждение закрыто.