В случаях с нормальным товаром, который вам не подошел по тем или иным причинам, например по размеру, цвету или фасону, необходимо обратиться к продавцу в 14-дневный срок.
Для каждого человека слово «товар» вызывает свои сугубо индивидуальные ощущения и ассоциации. Для кого-то это коробки с грузом, которые надо доставить. Для кого-то – это модное платье, которое очень хочется купить. Для третьих – это набор продуктов в тележке или может — это новейший телефон, заказанный через интернет. Но если отставить все эти абстрактные представления и взглянуть на прагматичную сторону товара, то мы поймём, что у этого понятия есть множество нюансов, которые мы сейчас и разберём.
С потребительской точки зрения товар можно разделить на несколько категорий и каждая из них имеет свои особенности, но давайте по порядку.
Самый идеальный и соответственно предпочтительный вариант – это, конечно же, товар надлежащего качества. Его название говорит само за себя, то есть его качество соответствует все необходимым параметрам и не имеет недостатков. Но и с ним возникают проблемы. Допустим, он может не подойти по размеру или фасону. В этом случае в соответствии со ст. 14 Закона РК «О защите прав потребителей» в течение 14 дней вы можете обменять товар на аналогичный, но уже подходящий по всем параметрам, если выбранный вами товар стоит дороже, то придётся доплатить разницу в цене. В том случае, когда подобного товара не нашлось, потребитель может вернуть вещь и получить обратно уплаченную сумму. И ещё один немаловажный нюанс, данная норма относится исключительно к непродовольственным товарам.
Во-вторых, вы должны знать, что существуют товары ненадлежащего качества. Вот с ними-то у потребителей и возникает наибольшее количество проблем. Что же они из себя представляют, и какие товары можно к ним отнести и что ещё важнее как их можно обменять или вернуть.
Итак, товар ненадлежащего качества – это товар, который имеет те или иные недостатки, которые потребитель обнаружил уже после покупки. Хотя бывают и такие моменты, когда о недостатке товара продавец предупреждает заранее, в этом случае потребитель автоматически теряет право на обмен или возврат, поскольку согласился купить товар, зная о его недостатках.
Если же вы приобретали товар, как товар надлежащего качества, то согласно ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей» вы имеете право на своё усмотрение потребовать или соразмерного уменьшения цены, приобретённого товара, или устранения недостатков, конечно же, за счёт продавца. Если же вы сами уплатили деньги, чтобы недостатки были устранены, то соответственно продавец должен возместить ваши затраты. Проще говоря, вернуть деньги, потраченные вами на ремонт. Ну и обмен и возврат в подобных случаях тоже никто не отменял. То есть вы можете или обменять товар на аналогичный или потребовать возврата уплаченных денежных средств. И ещё раз повторимся, что все эти варианты вправе выбирать только потребитель и продавец не должен навязывать вам вариант выгодный ему, если вас это не устраивает. И пару слов необходимо сказать о сроках. Товар ненадлежащего качества можно обменять в течение двух лет, если не установлен более длительный гарантийный срок или срок годности. Это вы должны хорошо запомнить. Поскольку нерадивые продавцы пытаются подвести товары ненадлежащего качества по 14-ти дневные сроки возврата. Это в корне не верно. Запомните, в течение 14 дней возвращают товары надлежащего качества, товар с обнаруженным браком можно вернуть в течение более длительного срока.
Хотя есть и свои исключения. Существуют определённые категории товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Называются они невозвратный товар. Перечень их небольшой, так, что запомнить их не сложно – это:
- лекарственные средства, изделия медицинского назначения;
- нательное бельё;
- чулочно-носочные изделия;
- животные и растения;
- метражные товары, а именно ткани из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьмы, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленки, клеенки.
Приобретая эти товары, будьте более бдительны, иначе вам придётся потратиться ещё раз. Продавец вам их не обменяет и будет прав.
Правда, есть ещё одна категория товара – это уценённый товар. В Законе РК «О регулировании торговой деятельности» его определение звучит как — товар, реализуемый по сниженной цене в связи с наличием недостатка либо устранением недостатка. А всеми любимая распродажа ни что иное как – реализация товаров надлежащего качества по сниженным ценам. Порядок распродажи и реализации уцененного товара устанавливается правилами внутренней торговли. Но есть и ещё один интересный момент, как бы продавец не настаивал на том, что за подобные товары он никакой ответственности не несёт, он не прав. Если вам или вашему имуществу был причинён какой-либо вред или ущерб в результате пользования этим товаром, то продавец полностью их должен возместить в соответствии с п.5 ст. 31 Закона РК «О защите прав потребителей». А в статье, в частности, говориться, что продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, также если товар предоставлен, продан, а услуга оказана безвозмездно или по сниженной цене. Так что даже если вам товар передали бесплатно – это не освобождает продавца от ответственности!
И еще стоит упомянуть о товаре несоответствующем требованиям законодательства. К таким товарам относятся продукты, проданные с истекшим сроком годности, товары не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами, нормативным документам по продукции, в том числе выпущенным с нарушением прав интеллектуальной собственности. Если вы обнаружили что-то из вышеперечисленного то в соответствии с п. 1-1. ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» вы можете обменять или вернуть такой товар независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня приобретения товара. И продавец обязан по вашему желанию или обменять товар или вернуть уплаченную вами сумму.
Обсуждение закрыто.