Мы в социальных сетях:
Информационное Агентство Потребителей Информационное Агентство Потребителей Информационное Агентство Потребителей
Вход / Регистрация
Авторизация

Как потребителю правильно составить досудебную притензию

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда был приобретен некачественный товар, или оказана услуга ненадлежащего качества. Разумеется, первой мыслью покупателя (потребителя) будет заменить товар (услугу) или вернуть деньги.

Как потребителю правильно составить досудебную притензию

К сожалению, не всегда можно рассчитывать на адекватную реакцию продавца или исполнителя. Часто такие недобросовестные персоны просто отказывают вам в ваших законных требованиях. Как поступать в таком случае, советует наш портал zppinfo.kz

Когда претензию предъявить необходимо

Часто случается, что у потребителя возникают претензии к качеству приобретенного товара (к качеству выполненной работы), а продавец (или исполнитель, выполнивший работу) отказывается реагировать на  его  устные требования. В таком случае потребителю необходимо  составить письменное обращение, в котором изложить суть имеющихся у него претензий и заявить определенные требования.

Для начала потребителю нужно знать, чем апеллировать. Допустим, при покупке бытовой техники необходимо проверить исправность товара, наличие всех необходимых документов, таких как чек за произведенную оплату, паспорт и гарантийный талон на купленное изделие. Согласно п.2 статьи 29 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» при покупке товара продавец обязан продемонстрировать свойства товара (работы, услуги) и его использование, если это не исключено ввиду характера товара (работы, услуги), и передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует предоставленной информации о товаре.

Если в магазине не была проведена проверка исправности товара, то при дальнейшем обнаружении каких-либо недостатков в товаре, потребитель вправе в течение 14 дней предъявить претензии магазину. Сперва устную, а если она не возымеет действие, то – письменную. Исключением могут быть ситуации, когда дефекты были оглашены при покупке и товар был продан с уценкой или если сам покупатель нарушил правила эксплуатации изделия.

Потребителю следует обратить особое внимание на следующее. При его обращении в магазин его могут попросить заполнить типовое заявление на возврат или замену товара, которое нужно внимательно прочитать. Такая бумага может быть составлена таким образом, чтобы исключить возможность возврата денег потребителю. Подписав такой бланк заявления, можно будет только обменять покупку. Поэтому для потребителя предпочтительнее всего составить претензию самостоятельно.

Как составляется претензия 

Претензия потребителя (покупателя) продавцу предъявляется на основании статьи 22 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». В тексте претензии должны быть указаны следующие пункты: 
1. Точное наименование собственника товара, поскольку продавец может оказаться его наемным работником, который от имени хозяина реализует товар; эти данные потребитель может узнать из платежного документа (чека, квитанции, накладной и прочих документов); 
2. Точный юридический адрес, обычно, место продажи; 
3. Ссылку на соответствующие нормы Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». 

После составления потребитель должен вручить претензию под роспись собственнику товара, где он должен указать входящий номер и дату принятия претензии, полные данные о должности, фамилию, имя. 

Как действовать через общественные объединения потребителей 

Если потребитель считает, что сам не в состоянии справится с составлением и предъявлением претензии, у него всегда есть возможность действовать через общественные организации, объединяющие их интересы. 

В этом случае посильную помощь может оказать и «Информационное Агентство Потребителей», работающее в тесном контакте с государственными органами и с объединениями, защищающими наши права согласно с  действующим законодательством РК. Через наш информационный портал, мы всегда окажем медийную поддержку в рамках проекта «Социальная оценка». 

 Согласно статье 42 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» по заявлению, жалобе потребителя общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и о возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. 

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе обратиться в суд.  Иски, направляемые общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами) в интересах потребителей для рассмотрения в суде, государственной пошлиной не облагаются.