Клиент всегда прав - так ли это?
В современных реалиях лозунг «Покупатель всегда прав» является не совсем актуальным, но благодаря данной статье можно внести ясность в ряд спорных вопросов.

В 1924 году предприниматель из Великобритании по имени Гордон Селфридж, владелец одноименной сети универмагов, сделал фразу «Клиент всегда прав» девизом своей компании. С тех пор эта фраза плотно вошла в обиход и стала принципом многих клиентоориентированных предприятий. Однако так ли это? В этой статье мы выясним, всегда ли прав клиент.
При употреблении данной фразы покупатель ссылается на основной закон, защищающий его права – Закон РК «О защите прав потребителей». Действительно, он остается на его стороне в следующих случаях:
- При получении информации о товаре, а также о продавце, в соответствии с подпунктом 3 статьи 7 действующего закона. Ко всей необходимой информации относится следующее: данные об изготовителе, состав продукта, дата изготовления и срок годности.
- При требовании возместить в полном объеме убытки, причиненные вследствие недостатков товара, согласно подпункту 8 статьи 7. Компенсация может проявляться в возврате денег или замене товара, возмещении морального и материального вреда, а также в виде устранения дефектов товара ненадлежащего качества.
- При обращении за помощью в государственные органы и общественные организации по защите прав потребителя, в соответствии с главой 6-1.
Это были основные права потребителя, описанные в настоящем законе. Таким образом, клиент прав в том случае, если он претендует на получение достоверной информации о товаре и продавце, а также на возмещение убытков, причиненных вследствие недостатков товара. Потребитель также имеет право обратиться за помощью к заинтересованным лицам в случае нарушения его прав.
Давайте рассмотрим основные моменты, когда клиент не может быть прав:
- При требовании возмещения вреда, если он был причинен в тот момент, когда срок годности товара уже истек. Наглядный пример: вы купили сырок в магазине, срок годности которого истекал на следующий день. Употребив его через неделю после этого, вы отравились и стали предъявлять претензии продавцу. В таком случае возмещения не будет, так как вред был причинен исключительно по вашей вине.
- При требовании возврата средств или обмена товара без наличия доказательств факта покупки. Стоит также отметить, что доказать факт покупки может не только чек, но и записи с камер видеонаблюдения, а также банковская выписка, если оплата производилась картой.
- При требовании обслуживания в момент закрытия заведения в соответствии с заданным режимом, согласно подпункту 11 статьи 24 закона РК «О защите прав потребителей».
В современных реалиях лозунг «Покупатель всегда прав» является не совсем актуальным, но благодаря данной статье можно внести ясность в ряд спорных вопросов.
Автор: Адильханов Темирлан